Все таланты

Веб-сериалы, оригинальный сюжет и смелые идеи – что ждут онлайн-платформы от молодых авторов


Тему веба, дока и специфику работы крупнейших онлайн-платформ обсудили 22 июля в Московской школе кино на круглом столе «Критерии стриминговых платформ при выборе проектаПрогнозы зрительских ожиданий» в рамках Moscow Film Accelerator.

Участниками круглого стола выступили крупнейшие представители российского кинорынка: Юлия Иванова, генеральный директор компании «Марс Медиа Энтертейнмент»; ВадимСоколовский, директор видеосервиса IVI Originals; Ирина Сосновая, продюсер и шоураннер видеосервиса START; Олеся Коновалова, исполнительный директор видеосервиса Premier, и Светлана Сухова, руководитель направления девелопмента и оригинального контента «КиноПоиска».

Спикеры рассказали о том, какой контент интересен, когда они выходят на авторов напрямую, а когда через продюсеров, а также выразили своё отношение к вебу и диджитал-проектам в целом.

Модератором дискуссии выступила продюсер (ГК «Рики»), преподаватель курса «Шоураннер» МШК Десислава Медкова. Вместе с участниками встречи она разобрала несколько блоков вопросов.

Об изучении целевой аудитории

Все единогласно отметили, что имеют чёткое представление о своих пользователях (пол, возраст, социальная принадлежность и т.д.). Однако подчеркнули, что аудитория нередко формируется вокруг продукта.
«Как правило контент формирует спрос. Если у тебя на площадке много молодёжного контента, появляется молодёжная аудитория. Если больше “мужского” контента, больше мужчин и т.д.», – пояснила Ирина Сосновая.

Как производится контент и как попасть в индустрию

Продюсеры находятся в постоянном поиске идей и авторов. Некоторые более открыты, как например Premier, START, «Кинопоиск». Олеся Коновалова заявила, что ей можно отправлять заявки напрямую в «Фейсбук» – она отвечает всем.
Ирина Сосновая напомнила, что START – это платформа, «которую создали продюсеры». Соответственно все заявки попадают людям, прямо заинтересованным в перспективных проектах. Однако некоторых талантливых авторов с хорошими историями «приводят» другие продюсеры, которые претендуют на свой процент со сделки, и это «утяжеляет проект». 

«Есть классная идея, классный автор, но его привёл продюсер, который претендует на долю. Это утяжеляет проект. Иногда более короткий путь – отправить заявку напрямую на платформу. У нас работает группа редакторов, которая читает все заявки. У меня есть опыт, когда реализовывались проекты, присланные на Фейсбук», – пояснила Ирина Сосновая.

Принципиально иной подход применяется в IVI.

«У нас всё иначе. В 8 случаев из 10 мы рассматриваем проекты известных продюсеров, которые уже что-то сделали в кино. Остальные два случая, конечно же, я оставляю “на случай” – того, что мне пришлют какую-то невероятную историю, но, повторюсь, такое бывает крайне редко», – рассказал Вадим Соколовский и посоветовал молодым авторам, которые серьёзно настроены на работу в индустрии, найти режиссёра или продюсера.

С ним согласилась Юлия Иванова, отметив, что компания «Марс Медиа», как правило, старается работать с «понятными» продюсерами и сценаристами. Параллельно они ищут молодые таланты, однако делают это – так же – посредством взаимодействия со своими партнёрами (продюсерами) и среди выпускников киношкол.

Какой контент пользуется спросом у кинокомпаний и онлайн-платформ сегодня

Участники мероприятия единогласно отметили, что заявка должна быть цепляющей, оригинальной. Очень часто поступают истории, повторяющие знаменитые блокбастеры – такие никому не интересны.

Однако жанровые предпочтения у каждой платформы свои. IVI старается не затрагивать «чувствительные» темы (политика, религия) и скептически относится к фантастике и фэнтези (пока нет оригинальных идей, плюс такие проекты дорогие в производстве), а «Марс Медиа» считает своим «коньком» драмы, в том числе исторические. Premier в настоящее время ориентирован на молодую аудиторию, отрывается от своего «телевизионного наследия» в виде ТНТ и ТВ-3 и уходит в диджитал-контент, поэтому ищет яркие, горячие истории разных жанров, экспериментирует с формами. 

Особое внимание платформа уделяет веб-контенту. По словам Олеси Коноваловой, веб-проекты хорошо воспринимаются и аудиторией Premier, и самими их производителями.

«Веб – это сериал, который родился в диджитале и живет в диджитале. Это недорогой и быстрый в производстве контент. Мы любим веб, наши проекты популярны среди пользователей – “Инсталайф”, “Изи Катка”, “Естественный отбор” – мы довольны результатом», – уточнила представитель Premier.

Кроме того, платформа любит показывать красоты России, чему пример – сериал «Игра на выживание», а также активно работает с доком.
Что касается вертикальных веб-сериалов, то игроки рынка пока осторожничают с этим форматом.

«Мы нацелены на длительное смотрение, поэтому нам предпочтительнее хотя бы горизонтально-вертикальные истории», – пояснил Вадим Соколовский

Светлана Сухова отметила, что платформа открыта к разным темам, жанрам и форматам.

«Наш сериал “Топи” поднимает тему религии, а “Последний министр” – вопросы политики. Мы тоже ищем какие-то актуальные темы, чтобы всегда было о чём поговорить со зрителем», – добавила представитель «КиноПоиска».

Платформа START среди своих коллег оказалась наиболее склонной к экспериментам. Продюсеры ищут нестандартные истории, смелые высказывания на острые темы – в идеале проект должен стать событием.

«Мы довольно смело ведём себя с момента основания. START был в числе первых, кто начал создавать контент для диджитал, демонстрировать откровенные сцены (“Содержанки”). Мы первыми пошли в исторические сериалы, в “тру-крайм”. В отличие от коллег, экспериментируем на разные социальные темы – про суррогатное материнство, представим проекты, поднимающие религиозные вопросы. У нас нет цензуры – мы ловим тренды, экспериментируем, ищем в этом возможность взаимодействовать с аудиторией, нам важно, чтобы зритель увидел в наших героях себя, свои проблемы», – пояснила Ирина Сосновая

С другой стороны, эксперты отметили, что важно выдерживать баланс и не перебарщивать с эпатажем.

«С открытием онлайн-платформ началось какое-то безумие боевиков, триллеров, ты смотришь на эти сцены и думаешь, там вообще жив кто-то остался? Многие авторы по-прежнему живут в парадигме, что если это онлайн-платформа, то на её базе можно делать что угодно. Все от этого устали, хочется уже каких-то нормальных историй. Да, можно приправить острыми фразами, сценами, но важно, чтобы это не было самоцелью – чтобы мат звучал не ради мата, а насилие было не ради насилия», – подчеркнула Юлия Иванова.

В каком формате присылать заявку

Спикеры напомнили, что главное – это цепляющая история. В целом, они открыты для любых жанров и форматов – будь то веб, док, короткий метр, полный метр и т.д. Если у идеи очевидный wow-эффект, то её могут принять и на стадии хай-концепта (IVI). Однако лучше всё же грамотно оформить заявку. В большинстве случаев подходит расширенный синопсис и «пилот» первой серии.

«Есть несколько типов проектов, и уже на этапе чтения сценария понятно, к какому из этих типов относится та или иная история. Есть диджитальные проекты – ты относишься к ним попроще, с точки зрения хронометража и количества серий. Чем больше количество серий и сезонов предполагается, тем лучше. Если есть телевизионный потенциал, мы его охотно используем: START сотрудничает, пожалуй, со всеми телевизионными каналами. При этом мы не конкурируем с “теликом”, наоборот – если проект на ТВ, это приведёт дополнительную аудиторию в диджитал», – рассказала Ирина Сосновая.

Олеся Коновалова добавила, что для Premier важно не только вовлекать новых пользователей, но и удерживать действующих.

«Мы ищем проекты не только с маркетинговым потенциалом, но и те, которые понравятся нашим подписчикам. Даже если мы не приведём новых пользователей, то удовлетворим запросы действующих. И если они досмотрели сериал до конца, это тоже является важным показателем успешности проекта», – пояснила участник дискуссии.

Про «пилот»

Индустрия по-разному относится к производству «пилотов» проектов. START осуществляет «обкатку», если речь идёт о работе с режиссёром-дебютантом или нужно, например, попробовать молодого артиста в главной роли.

«“Пилот” – это подарок для творцов, у тебя есть возможность протестировать и, учтя производственные ошибки, сделать крутой проект. И “Содержанки”, и “Бывшие”, и “Вампиры средней полосы” имели пилоты», – пояснила Ирина Сосновая.
Прямо противоположный подход у IVI. «Я считаю, что “пилот” – это роскошь. Это как экзамен сдавать, чтобы все оценили и похвалили. У меня был опыт, когда “пилот” выстрелил, а проект провалился. Это было страшно. Как правило, мы работаем без “пилотов”», – уточнил руководитель компании.

С коллегой согласилась Светлана Сухова«У нас тоже нет “пилотов”: проводится экспертиза, этого достаточно».

В Premier проекты тестируют, если они интересные, но малопонятные, а также если требуют серьёзных финансовых вложений. Если же проектами занимаются проверенные игроки, а также если это недорогие и быстрые в съёмках фильмы, то их производство запускается сразу, без каких-либо дополнительных согласований. 
Во многом поэтому видеосервисы выразили свою лояльность к вебу: на фоне растущего интереса к этому формату у современных зрителей эти проекты быстрые и недорогие в реализации.

Текст – Аля Колдунова 

Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».

Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.
Все таланты
Made on
Tilda