Все таланты

Шота Гамисония: Веб-сериал – это хорошая старт-площадка для входа в индустрию


По словам российского режиссёра и сценариста Шоты Гамисонии, именно веб-сериал «В постели» стал символичным ключом от двери в киноиндустрию. Затем случились «Секреты семейной жизни», «Иванько», «Золотое кольцо» и другие проекты на крупных онлайн-платформах и телеканалах страны. 

О своём творческом пути, коллегах и планах кинематографист рассказал в ходе мастер-класса в школе «Свободное кино». Мероприятие прошло в рамках цикла творческих встреч киноклуба «Черника». Модератором выступил режиссёр и педагог Владимир Кудряшов.

Шота Гамисония закончил Щукинское училище, а затем ВКСиР. Его работы были представлены на престижных международных фестивалях, однако то была лишь иллюзия успеха – найти работу в кино молодому режиссёру удалось не сразу.

«Мои студенческие работы ездили по престижным фестивалям – Франция, Нидерланды, Германия, США и так далее. Это был 2010 год. Я наивно полагал, что это успех. Каковы же были мои разочарование, недоумение и негодование, когда я столкнулся с тем, что никто не спешит приглашать меня на работу в кино. В мою сторону слегка повернулись после веб-сериала “В постели”», – рассказал Гамисония.

Сюжет был простой, бюджет – минимальный. Однако эта простота и тонкая ирония на вечную тему отношений между мужчиной и женщиной тронула сердца аудитории – проект «выстрелил». К тому же «В постели», будучи одним из первых российских веб-сериалов, воспринимался зрителем нетипично легко и свежо.

«Я сидел в своей квартире в Печатниках, без денег, без работы, и думал, что положение безнадёжное и дальше так продолжаться не может. И тут я просто психанул и решить снять классное кино. В моей спальне широкая кровать. Я посмотрел на вид из окна, на свою кровать и понял, что нужна история про отношения. Мне помогли друзья – оператор Юра Никогосов, художник Лена Казакевич. Меня поддержали актёры: сначала к проекту присоединился Денис Шведов, затем остальные. В итоге собралась прекрасная команда, и за четыре съёмочных дня мы сняли десять серий по пять минут каждая. Бюджета практически не было», – отметил режиссёр. 

Так же, благодаря усилиям друзей и коллег из кино удалось организовать премьеру.
«Показ прошёл в зале Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) – нам помог Александр Зенин (технический директор компании Incine, старший научный сотрудник НИКФИ – ред.). Мы позвали своих друзей и коллег, человек триста из индустрии, на какие-то последние деньги собрали стол с вином и угощениями, показали сериал и попросили, если понравится, рассказать о нём у себя в соцсетях. И многим действительно “зашла” эта история! Думаю, потому что она была новая, свежая, с чувством юмора», – пояснил Шота Гамисония и добавил, что впоследствии сериал «В постели» занял 17-е место в мировом рейтинге веб-сериалов. 

По его мнению, веб является отличной стартовой площадкой для начинающих художников, который имеет преимущества перед «стандартным» форматом дебютантов –коротким метром.

«Когда я учился во ВГИК, было несколько зазорно снимать сериалы – от выпускников ждали полнометражных картин. Сейчас всё иначе – сериалов много, все ждут новых историй. Что касается веб-сериалов, то для его авторов открыты колоссальные возможности! Есть Антон Калинкин, у него отличная команда, которая делает Realist Web Fest. Я их очень уважаю – они очень крутые и честные! 

Говоря о моём отношении к вебу в целом, мне кажется, что это хорошая старт-площадка, у которой есть существенные преимущества перед тем же коротким метром. В отличие от к/м, веб-сериал можно снимать хоть каждый день, его можно пристроить на платформу, выстраивая тем самым мосты для коммуникации с продюсерами. Это хороший формат, я бы вводил изучение веба на курсе в киношколах», – пояснил Гамисония. 

При этом спикер советует учащимся киношкол уделять должное внимание теоретической части и не только изучить правила драматургии, но и жанры. По мнению Шоты Гамисонии, человек, ориентирующийся в работах разных жанров, исторических эпох, заметно выделяется на фоне остальных. 

«Есть вероятность, что вам будет легче найти работу в кино, если вы сделаете кино в жанре. И вообще это очень здорово – разбираться в жанре. Так вы на порядок повысите свой профессиональный уровень», – пояснил режиссёр и добавил, что за время обучения желательно сделать яркую короткометражку или веб-сериал. 

«Так будет проще привлечь внимание игроков индустрии», – убежден Гамисония, добавив при этом, однако, что когда он создавал «В постели», то не думал о жанре, а отталкивался от темы. 

Поэтому режиссёр советует студентам не только слушать преподавателей, но и голос своего внутреннего автора – если вы горите идеей, надо её реализовывать, несмотря на трудности и отговорки близких. Также не стоит пренебрегать хорошей литературой.

«Мне понравилась работа Иваны Чаббак – она говорит современным языком о важных вещах. После прочтения книги (“Мастерство актера. Техника Чаббак” – ред.) у вас появится одна терминология с актёром. Фигура Александра Поламишева – грандиозная. Его “Действующий анализ пьесы” откроет для вас новые грани в режиссёрском мастерстве», – поделился своими впечатлениями спикер.

Отдельно на мастер-классе режиссёр обсудил вопросы взаимодействия с актёрами. По его мнению, это непростая, но важная часть режиссёрской деятельности.

«У актёров хорошая интуиция, на животном уровне. Они моментально “раскалывают” тебя по ощущениям. Главное, чтобы актёр увидел в тебе как в режиссёре силу – тогда, возможно, он пойдёт за тобой, и работа сложится», – отметил Шота Гамисония.
Но пока опыта в этом деле недостаточно, хорошим решением может стать постоянное взаимодействие с одними и теми же актёрами.

«Многие режиссёры годами взаимодействуют с одними и теми же актёрами, и вы можете тоже так делать. А когда “нарастите мышечную массу”, то будете уметь эффективно работать с разными актёрами», – пояснил гость киноклуба «Черника».

Говоря о продюсерах, Шота Гамисония напомнил, что они несут финансовые риски и могут вносить в произведение существенные коррективы. Так произошло на проекте «Секреты семейной жизни»: история зацепила, её удалось довести до конца, однако у режиссёра возникли расхождения с продюсерами на стадии монтажа. Он напомнил, что на продюсерских проектах у продюсеров есть права на финальный монтаж, это данность, которую нужно принять и продолжать работать.

В целом, Гамисония советует режиссёрам как можно раньше начинать работать с продюсерами: они решают задачи не только по реализации, но и продвижению проекта.
Также спикер призвал делать то, что хорошо чувствуешь и знаешь – так будет честно и интересно. А ещё – верить в себя и никому не позволять ослаблять  эту веру.
«Вы всегда будете встречать людей, которые либо нарушают вашу веру в себя, либо поддерживают её. И мой вам совет – уходите от тех, кто подрывает уверенность в правильности ваших замыслов и силах! Оставьте их там, где встретили», – заключил Шота Гамисония.

Текст – Аля Колдунова
Все таланты
Made on
Tilda