Все таланты

Любовь, наблюдение и чувство времени – шоураннеры и продюсеры о принципах создания ярких героев


В рамках Moscow Film Accelerator состоялся круглый стол на тему «Сериалы и новое поколение. Как пробиться на мировые экраны». 

Участники – продюсер и основатель компании «Друг Друга» Сергей Корнихин и шоураннер Константин Майер – рассказали, как создавать интересного героя, почему важно искренне любить его и уметь прогнозировать тенденции, а также порассуждали о том, что первично – герой или сеттинг.

«Это роскошно, когда герой оказывается востребованным и зрителем, и платформой. Как найти такого – зависит от целей. Если ваша цель – закрепиться в индустрии, то можно предложить платформе историю и героя, которые у неё популярны, будь то очередной детектив, очередная история про травмированного человека и т.д. Не факт, что ваш проект станет хитом, но вы проявите себя как автора, понимающего ремесло», – отметил Константин Майер.

Он подчеркнул, что гораздо сложнее, но эффективнее создавать героя, который понравится аудитории. Для этого нужно задать вопрос – почему какой-либо конкретный герой отозвался в сердцах зрителей? И кого им ещё можно предложить? В связи с этим сценарист поделился своими размышлениями на тему того, как поменялся мир и чем характерно современное общество. 

«Долгое время все стремились создать героя, который попал бы в широкую аудиторию. Вряд ли кому-то это удавалось. В нашей жизни стало меньше общего опыта, в отличие от, например, людей, живших в эпоху Советского Союза. Сейчас мы все немного атомизировались, но при этом всё пытаемся создать героя, который понравился бы всем, однако это уже не работает», – пояснил Константин Майер

В связи с этим в индустрии открылось огромное поле для создания нишевых историй, которые должны быть представлены героями из разных социальных групп.

«Существует огромное количество людей, чьи опыт и боль не представлены общественности. Это огромное поле для поиска, незаполненная ниша. И здесь вы можете проявить себя. Для этого вовсе не обязательно пытаться захватить внимание большого числа людей – достаточно поднять один, но острый вопрос, который волнует определённую социальную категорию», – уточнил шоураннер и выразил убеждённость в том, что это сработает – проект «выстрелит». Для этого нужно либо принадлежать к этой группе людей, либо прекрасно разбираться в их проблемах.

«Если вы не попадаете в широкую аудиторию, ничего страшного. Зато вы чётко попадаете в нишевую аудиторию, которую крепко цепляете. Можно завоевать её так, что она с платформы уже не уйдет», – дополнил Сергей Корнихин.

В этом преимущественное отличие веб-сериалов от традиционных: веб даёт свободу в выборе историй, более аутентичных по своему содержанию, потому что может создаваться и транслироваться из любой точки планеты, не требуя больших финансовых и временных затрат. Веб-сериалы – это новая форма путешествия, некий экспресс в другие миры, куда не «доставит» традиционное ТВ или сделает это, но за более длительный промежуток времени.

Что касается умения попасть в сердце аудитории, то участники встречи отметили, что оно связано с умением прогнозировать развитие общества.

По мнению Сергея Корнихина, самый простой путь определить, насколько проект «зайдёт» аудитории, это проанализировать рейтинги сериалов и создать галерею персонажей, причём не только успешных, но и тех, которые прошли мимо зрителя. Затем можно попытаться воспроизвести образ популярных героев, внеся некоторые изменения. Однако необходимо смотреть вперёд, на три-четыре года, и создавать своего персонажа с учётом того, какие вопросы будут актуальны в обществе (или у данной целевой аудитории) через это время.

«Основной вызов шоураннера – это рынок, где предложение определяет спрос. Сериалы – это тип производства с очень длинным циклом, для того чтобы вашего героя кто-то смог увидеть на экране, пройдёт как минимум два года. Наша задача – попасть в аудиторию, которой ещё нет сегодня, но которая будет завтра. Это самое сложное – непонятно, что будет через три года, ведь современный мир меняется с поразительной быстротой. Соответственно, очень быстро меняется и запрос на героя. Поэтому на наш взгляд, нет смысла брать за основу героев, успешных сегодня, надо уметь смотреть вперёд», – подчеркнул Сергей Корнихин.

Спикер привёл в пример сериал «Чики» – безусловно, это успешная работа, по достоинству оценённая зрителем. Однако очевидно, что повторять такую историю уже не имеет смысла – «нам не нужно ещё десять сериалов про проституток, надо думать, что будет нужно женщинам через три-четыре года». То же самое с идеями про наркомафию – мир уже насладился увлекательными историями героев сериалов «Во все тяжкие» и «Наркос», поэтому вряд ли в ближайшее время кто-то так же эффективно реализует свой проект на эту тему.

Что касается веб-сериалов, то можно сделать вывод, что при их производстве не нужно стараться опережать своё время – в ряде случаев веб создаётся гораздо быстрее «больших» проектов. Однако здесь, видимо, важно с ювелирной точностью задеть «ту самую» сердечную струну зрителя, потому что меньший хронометраж уплотняет сюжет и не даёт времени на раскачку.

Сергей Корнихин отметил, что в последнее время на российские проекты обращают внимание крупные мировые игроки. С одной стороны, это хорошо, с другой – работа усложняется, ведь отечественным кинопроизводителям в таком случае приходится выдерживать уже мировую конкуренцию.

«Совсем недавно мы смотрели на успешные западные сериалы и копировали их, адаптируя под российского зрителя. Сейчас это не работает. Более того, наши сериалы уже смотрят в мире – Netflix и Apple TV пришли на российский рынок. Скоро наверняка придут и Disney, и НВО – это просто вопрос времени», – добавил эксперт.

Константин Майер дополнил коллегу, отметив, что сериалы об одной целевой аудитории могут быть интересны другой целевой аудитории. 

«Когда мы смотрим сериалы, то отправляемся в некое путешествие – погружаемся в неизвестный мир. Мы же не знаем наверняка, как на самом деле живет та же наркомафия, поэтому с интересом смотрим сериал “Наркос”. У человека есть запрос на путешествие в мир другого человека», – пояснил сценарист и отметил, что в таком случае необходимо прописать типичные проблемы, с которыми сталкиваются люди, живущие в данном мире.
Продолжая тему создания героя, Константин Майер пояснил, что необходимо задаться вопросами: какому персонажу будет в этом мире тяжелее всего? Кто пройдет через самое большое количество испытаний? А кто «хозяин» этого мира – кто понимает, как он устроен, и может им пользоваться? Так выстраиваются образы двух главных героев (протагониста и антагониста).

Сергей Корнихин подчеркнул, как важно при этом чувствовать своё время.
«Ваш герой не может быть синхронным предыдущему киноязыку. Посмотрите на Терминатора – культовый герой конца прошлого столетия сегодня выглядит, скорее, забавным. При этом нужно, чтобы персонаж был оригинальным – чем больше вероятность, что зритель такого героя видел, тем меньше вероятность того, что он к нему подключится», – резюмировал продюсер.

В дополнение Константин Майер напомнил, что не стоит недооценивать зрителя – «на самом деле он насмотрен побольше нас, производителей контента».

Ещё одним полезным инструментом в сторителлинге, по мнению Константина Майера, является наблюдение: жизнь, как говорится, – лучший сценарист. Спикер отметил, что наблюдение за прототипами своих персонажей, погружение в их мир не только сделает историю цельной и правдоподобной, но и сэкономит время автору.
«Вам не надо выдумывать какое-то поведение, сами люди дадут вам фактуру», – пояснил шоураннер. 

Также он перечислил критерии яркого героя. Прежде всего это профессионализм – талант или черта, из-за которых герой становится интересен и харизматичен. Второй критерий – изъян, то, что делает его человеком и что он никак не может преодолеть. Изъян, как известно, формирует арку героя. Третий критерий – боль, то, что движет героем, а четвёртый – это его форма любви.

На последний фактор спикер обратил особое внимание.

«Мы все по-разному проявляем любовь: кто-то сыплет советами и наставлениями, кто-то дарит подарки, кто-то старается всегда быть примером и т.д. Зритель смотрит и думает поначалу, что это не любовь вовсе, а потом осознаёт эту форму любви и начинает сопереживать герою. Кроме того, любовь делает персонажа целостным», – заключил Константин Майер.

Продолжая тему любви, Сергей Корнихин посоветовал браться за тех персонажей, которых автор искренне любит сам.

«Суперважная часть – персонаж должен нравиться вам. Ведь, вам нужно с этим героем прожить несколько жизней, если мы говорим о нескольких сезонах сериала. Это долгосрочные отношения», – резюмировал продюсер.

Также, по его мнению, именно герой определяет сеттинг. Если персонаж удался, то он не погружается в мир, а мир формируется вокруг него.

В заключение отметим, что стремительно меняющийся мир открывает безграничные возможности для реализации своих идей и простор для фантазии. Тот уровень свободы, который дарит интернет-пространство, практически не ограничивает авторов веб-проектов в своих экспериментах и творческом самовыражении. Однако профессионалы индустрии советуют развивать в себе навыки тонкого наблюдателя, создавать проекты, которые искренне интересны и любимы вами самими, и не игнорировать классические правила драматургии.

Текст – Аля Колдунова

Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».

Все таланты
Made on
Tilda